Челябинская религиозная организация «Еврейская община «ИУДИМ»

Челябинская синагога. 

3.jpg 

Тогда и сейчас

   Появление еврейского населения в Челябинске относится к 40-м годам ХIX в. Первыми «иудеями» были николаевские солдаты действительной 25-летней службы, выпускники кантонистских школ Оренбурга и Троицка. По окончании службы они часто оставались в городе, обзаводились семьями, таким образом, во второй половине XIX в. большую часть еврейского населения города составляли отставные солдаты и унтер-офицеры. Из архивов известны их имена: Б. Берштейн, М. Бруслевский, Н. Вайнер, Д. Мланин, О. Хенкель и др. Они сохранили родной язык и строго соблюдали традицию, законы Торы. В годы службы еврейские солдаты сообща покупали избушку, где молились по субботам и праздникам.

         С пуском Великой Сибирской железнодорожной магистрали стало быстро увеличиваться население города, в т.ч. возросла и доля иудеев. В 1894 г. насчитывалось – 104 чел. иудейского вероисповедания - 0.6% населения Челябинска, а уже в 1901 г. – 686 чел. (3 %). Это были торговцы, ремесленники, специалисты в области медицины, т.к. только этим категориям населения разрешалось жить вне определенных правительством Российской империи «черт оседлости», находящихся в основном на западе России. Они селились на улицах Мастерской (ул. Пушкина), Никольской (ул. Советская), Степной (ул. Коммуны) и Исетской (ул. К. Маркса). В город съехалось много деловых людей, которые занимались сбором и продажей зерна, чайной торговлей, открывали аптеки, магазины и мастерские (слесарные, мебельные, шляпные, готового платья и др.). Большой вклад в развитие ремесел и торговли внесли: Абрам Бреслин, Макс Гейман, Овсей Дуневич, Ананий Коген, Соломон Брен, Яков Елькин, Лея Бреслина и др. Первыми врачами в городе работали Наум Шефтель, Залман Мазин, Адольф Киркель, которые сыграли огромную роль в спасении тысяч жителей Челябинского уезда от эпидемий, открывали земские больницы в селах.

         Центром жизни еврейской общины по традиции стала синагога (синагога – на иврите «бейт-кнесет» - дом собраний). В конце 60-х годов XIX в. общиной приобретается первое здание для "еврейского молитвенного дома", куда были приглашены первые раввины Челябинска – духовный раввин – реб. Бер Хейн, казенный – Абрам Яцовский; шойхет (резник) – Хаим Ауэрбах. Казенный раввин утверждался губернскими властями, от которых получал свидетельство на звание раввина. Он представлял общину в государственных и административных учреждениях. Рождение ребенка, акт обрезания, заключение браков и погребение разрешалось регистрировать только ему, на всех документах стоит его подпись. В обязанности казенного раввина входило также принимать присягу у евреев – новобранцев, произносить в дни праздников патриотические проповеди. Абрам Овсеевич Яцовский умер в 1915 году в возрасте 85 лет. Духовный раввин реб Хейн считался ученым советником А.Яцовского, но они оба были большими знатоками иудаизма и являлись духовными наставниками в религиозной общине. Реб Хейн скончался в 1914 г. в возрасте

80 лет. Эти люди прослужили в синагоге более сорока лет, заслужив уважение у всех членов общины.

          В 80-е годы XIX в. построено деревянноездание синагоги на северной окраине города (сейчас на этом месте здание Администрации Калининского р-на).

          В 1894 г. купец 2-ой гильдии Соломон Брен завещал еврейской общине для строительства синагоги купленный им участок земли по адресу: ул. Мастерская, 6, где был пустырь, как значилось в архиве – «пустопорожнее дворовое место».

          16 декабря 1900 г. выходит Указ Оренбургской духовной консистории, разрешающий строительство синагоги. Три месяца городская управа рассматривала вопрос, нет ли « местных препятствий, равно и препятствий со стороны православных жителей города» к строительству большой каменной синагоги по предложенному проекту. 21 марта 1901 г. было принято решение городской Думы Челябинска о том, что «со стороны Думы к допущению постройки молельни препятствий не имеется».

         В 1903 г. на собранные среди еврейского населения деньги начато строительство каменного здания синагоги. Строительство шло медленно, поскольку община была небогатой, и только в1905 г. синагога начала деятельность в новом здании (ныне ул. Пушкина, 6-Б).

                  Из оценочной ведомости за 1905г. : «ул. Мастерская, 6, каменный дом двухэтажный, крыт железом. Занят Челябинской еврейского общества синагогой. Принадлежит Шефтелю Науму Марковичу и наследникам Брена С.И. Площадь здания – 435 кв. метров».

           Нахман Мордухович Шефтель – первый врач иудейской веры, появившийся в Челябинске с 1891г., глубоко верующий человек, скорее всего внесший на строительство большой взнос. В 1906г. он взял на себя содержание здания синагоги.

          Жизнь еврейской общины Челябинска становилась все активнее.

         20 мая 1907 г. начинается строительство еврейской школы по ул. Азиатской, 7 (ныне ул. Елькина). Наряду с религиозными предметами в школе преподавали и общеобразовательные на родном языке. Кроме того, в городе работало несколько хедеров – начальных религиозных школ, в которых преподавали Тору и основы Талмуда с заучиванием молитв. Обычно они находились в квартире учителя – меламеда. За длинным столом собирались 6 – 8 учеников – мальчиков с 5 лет и прилежно учились, т.к. многовековая традиция требовала, чтобы все дети мужского пола, независимо от уровня благосостояния семьи, получили начальное образование. Дети евреев учились также в реальном училище, женской гимназии, торговой школе. Престиж образования в еврейской среде всегда был высоким, хотя далеко не все дети могли учиться из–за обязательной платы за учебу и ограничений – прием еврейских детей ограничивался 5 % нормой. Создавались попечительские советы, собиравшие средства на нужды образования. Особенно большой вклад внесли Гейман Макс Исаакович – купец 1-й гильдии, Высоцкий Петр Матвеевич – купец 1-й гильдии, Басовский Иосиф Борисович- мещанин.

 1 октября 1908 г.- открывается общество пособия бедным евреям;

в 1913 г. – создано Челябинское еврейское погребальное братство.

Особенно активной деятельность Общины становится после избрания в 1909 г. Председателем правления синагоги Аврума Берковича Бреслина – купца 1-й гильдии, члена правления Челябинской Биржи, владельца типографии, создателя первой ежедневной городской газеты «Голос Приуралья».

            С началом первой мировой войны синагога становится центром помощи беженцам, поток которых был очень велик - в 1916 г. из 6302 беженцев, прибывших в город, 683 были евреями. Семьи беженцев размещаются в здании синагоги. Постоянно проводятся так называемые «кружечные» сборы для оказания помощи пострадавшим от военных действий, причем собранные деньги распределялись не только среди евреев, но и сдавались в Государственный банк. Еврейская община берет шефство над семьями защитников Отечества. При синагоге было открыто «бюро труда», которое помогало беженцам получить работу.

          В 1915 г. образуется Комитет помощи беженцам при обществе пособия бедным евреям; создается санитарная дружина из еврейской молодежи для приема раненых фронтовиков из санитарных поездов и перевозки их в местные госпитали.

           В том же году, после смерти Абрама Яцовского, более 40 лет служившего в синагоге, казенным раввином избирается выпускник высшего еврейского религиозного училища (иешивы) Михаил Волосов.

         В 1917 г. Россия пережила две революции, вступила в полосу величайших социальных потрясений, сломавших привычный уклад жизни. Евреи впервые получили равные с другими народами гражданские, политические и национальные права. Лозунги свободы и равенства покорили еврейскую молодежь, большинство пошли учиться, высшее образование стало доступным даже для беднейших слоев населения. Но иудаизм, тысячелетиями крепивший евреев в единый народ, препятствующий ассимиляции, сохраняющий традиции, культуру, религию от сторонних влияний, стал для новой идеологии «вредным национальным суеверием». Среди евреев произошел раскол на тех, кто пытался сохранить привычные формы быта, и тех, кто активно включился в строительство новой жизни. Желание все изменить, искреннее увлечение лозунгами «пролетарского интернационализма» привели к тому, что часть еврейской молодежи отреклась не только от религии, но и от обычаев, культуры, языка своего народа. Постепенно ликвидируются различного рода еврейские общества. Губкомитет РКП(б) развернул работу по ликвидации национальных особенностей как пережитков прошлого и атеистической пропаганде под лозунгом «Религия – опиум для народа». Начались репрессии в отношении носителей тысячелетних еврейских традиций и религии. В 1919 г. были запрещены и изъяты книги на иврите, запрещается изучать древнееврейский язык – язык Торы. В 1921 г. у синагоги были конфискованы все серебряные изделия: меноры, подсвечники, кувшинчики для масла. В 1921 г. по постановлению еврейской секции при губкоме РКП(б) был закрыт хедер при синагоге с таким обоснованием (Протокол № 19 от 21 мая 1921 г. пункт 3): 

     « Принимая во внимание, что дети дошкольного возраста не могут понять значение религии, не допускать их к групповым занятиям,…никакого религиозного учения, кроме механического чтения на непонятном языке не происходит, но каковые вызывают отупение и отражаются на их умственных способностях, сопровождаясь физической отсталостью, Еврейский Хедер подотдела нац. меньшинств ЗАКРЫТЬ!»

          Общеобразовательная еврейская школа по ул. Азиатской, 7 (ныне ул.Елькина) работала до сентября 1919 г., затем ее помещение было занято Сибирским ревкомом, а в мае 1923 г. школа была окончательно закрыта. 

          Лишь синагога продолжала действовать: собирался миньян для молитвы, работала еврейская библиотека, изредка приезжали канторы – синагогальные певцы.

          В годы первой пятилетки под лозунгом «Борьба с религией – борьба за социализм» началась новая антирелигиозная кампания с изъятием культовых зданий. 14 ноября 1929 г. был составлен акт о том, что здание синагоги разрушается, « трубопровод и котел пришли в полную негодность», но по требованию рабочих и общественности здание синагоги следует «использовать под общественно полезное учреждение – клуб комсомола и пионеров». 18 января 1929 г. решением Президиума городского Совета синагога закрывается, а в 1930 г. в «разрушающемся» здании синагоги был открыт клуб «Челябтракторостроя», который действовал до осени 1933 г.; затем помещение стало концертным залом филармонии, в котором выступали Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Борис Гольдштейн и другие мастера культуры.

         В 1937 г. здесь была открыта мастерская по изготовлению протезов, а в 1941 г.- протезный завод, который занимал помещение до 1964 г. Оно было полностью переоборудовано, поставлены станки, вибрация от которых разрушала уникальную лепнину на стенах и сами стены здания. После 1964 г. синагога превратилась в склад протезного завода.

         После закрытия синагоги религиозная жизнь общины фактически оказалась под запретом. В некоторых частных домах по субботам и праздникам собирались люди для молитвы. Эти собрания для «несанкционированного отправления религиозного культа» стали особенно опасными в 1937 г, когда несколько хозяев этих квартир были арестованы и репрессированы. Стремительно разрушались национальные связи, традиционный уклад общинной жизни, быстрыми темпами шла ассимиляция. Обыденным явлением стали смешанные браки, до революции это было возможно только в самых крайних случаях – при условии перемены религии женихом или невестой. Уже в 1924 г. из 109 браков у евреев 27 оказались смешанными. Терялись не только религиозные традиции, но и огромный пласт национальной культуры, стирался из жизни и памяти яркий, уникальный колорит еврейской общины в городе.

          С началом Великой Отечественной войны в Челябинск прибыло много эвакуированных, особенно большая группа людей религиозных, продолжавших соблюдать традицию, прибыла с Харьковским заводом. В 1943 г. они купили небольшой старый дом для молений на ул. Коммуны. В 1946 г. общиной был куплен двухкомнатный дом на улице Кирова для проведения религиозных обрядов, затем на улице Калинина, позднее снималась квартира. Стараниями в основном пожилых людей национальные традиции сохранялись в семьях: соблюдалась суббота, традиционные еврейские праздники, хранилась пасхальная посуда, молитвенники, особенности еврейской кухни.

Инициативная группа в составе А.Каплана и Т.Либерман, Д.Оренбаха, М. Мохрика начала работу по сбору документов для возвращения здания синагоги еврейской общине.

22 марта 1991 г. исполнительный комитет городского Совета принял решение «О возвращении верующим культового здания синагоги», в котором говорится: «Считать правомерным требование верующих о возвращении здания синагоги еврейской общине для исполнения религиозных обрядов. Дальнейшее использование данного здания под складские помещения протезного предприятия является недопустимым и противозаконным… До 1   мая 1991 г. провести текущий ремонт крыши и освободить одну из комнат первого этажа для верующих…».

Сначала была освобождена только одна комната в складе протезного завода. Энтузиасты расчистили захламленное, полуразрушенное помещение, в котором и состоялось первое моление. 

В 1993 году с благословения Любавического ребе Менахема Мендла Шнеерсона открылся в России Международный фонд Ор-Авнер «Хабад Любавич». Президентом и спонсором фонда является израильский бизнесмен г-н Леви Леваев. Цель фонда - развитие еврейского образования, культуры и традиций по всей территории СНГ. Фонд начал отправлять раввинов в разные города бывшего СССР. На сегодняшний день уже направлено 232 раввина в 78 городов СНГ.

В 1995 году Фонд Ор-Авнер «Хабад Любавич» направил в Челябинск двух молодых раввинов Йоси Леви и Шолома Гольдшмит. Цель их приезда - создание настоящего традиционного еврейства для евреев города. Сразу после приезда они открыли при синагоге Воскресную школу, где дети могли изучать свой язык, традиции и культуру, зная, что учатся согласно тысячелетним традициям наших предков. При синагоге был организован загородный летний лагерь для детей, еврейские праздники, много молодежи стало приходить в синагогу на молитву.

В августе 1996 года, как посланник Любавического Ребе и по приглашению еврейской общины  с поддержки Главного раввина России Берла Лазара, в Челябинск приехал раввин Меир Кирш с женой Деворой Леей и старшим сыном Менахемом Мендлом на постоянное жительство.

В феврале 1998 годуа был избран Председателем религиозной общины Абрам Ицкович Жук.

В сентябре 1997 года начал свою работу   Челябинский филиал Благотворительного Фонда «Российский Еврейский Конгресс» (директор Я.Окс, члены Попечительского Совета:   Е. Вайнштейн, М. Винницкий,              А. Лившиц,     М. Лозоватский, А.Левит, Л. Мерензон, С.Мительман,             Б. Ройзман), определивший по инициативе А.Лившица приоритетным направлением своей деятельности восстановление здания синагоги. Решение РЕКа было поддержано раввином Меиром Киршем.

  

Председатель Российского Фонда культуры академик Д. С. Лихачев поддержал инициативу восстановления синагоги и подарил Челябинскому Фонду культуры уникальный подсвечник – серебряную Ханукию - изготовленную в художественных мастерских Ленинграда по старинным эскизам. Сегодня подаренная Ханукия украшает синагогу. Фонд «Джойнт» оказал помощь в приобретении стульев для столовой. Федерация Еврейских Общин во главе Главного раввина России Берла Лазара профинансировала приобретение специальной мебели для молельного зала и светильники, биму, ковчег для Торы, омуд, а также витражи.

 

В 1999 году   Решением Законодательного Собрания Челябинской области здание синагоги объявлено памятником архитектуры Челябинской области (Постановление № 457 от 28.01.1999 г.).

26 октября 2000 года состоялось одно из крупнейших событий в жизни евреев Урала – в Челябинске торжественно открылась восстановленная в первозданном виде синагога. Она стала первым официально открытым после революции иудейским храмом в огромном Урало-Сибирском регионе.

Поздравить челябинских евреев приехали представители различных еврейских организаций России, в том числе Главный раввин России и председатель объединения раввинов СНГ Берл Лазар, исполнительный директор ФЕО СНГ Авраам Беркович, Главный редактор журнала «Лехаим» и руководитель Департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин, Главный раввин КЕРООР Адольф Шаевич, вице-президент Благотворительного фонда «Российский Еврейский Конгресс» Александр Осовцов, руководитель Московского отделения «Джойнт» Джоэл Головенски, представитель Еврейского Агентства в России Яир Леви, исполнительный вице-президент Еврейской общины Москвы Павел Фельдблюм, ответственный секретарь Попечительского совета "Конгресса еврейских религиозных организаций и общин России Анатолий Пинский, главы региональных отделений БФ «РЕК» из Казани (М. Скоблионок, В. Розенштейн), Екатеринбурга (А. Халемский). В церемонии торжественного открытия синагоги принимал участие Губернатор Челябинской области Петр Сумин и мэр Челябинска Вячеслав Тарасов. По словам вице-президента «Российского Еврейского Конгресса» А.Осовцова, выступавшего на церемонии: «То, что смогли сделать челябинцы, за столь короткий срок фактически заново отстроившие храм, - это настоящее чудо!». И действительно, когда на волне начавшейся перестройки здание синагоги было возвращено общине, первых энтузиастов, начинавших возрождать еврейскую жизнь в городе, встречали выбитые стекла и разрушенная крыша, сквозь которую проглядывало небо. Трудно было представить, что на месте этих развалин возродится синагога. И вот, менее чем через три года после начала работ, тысячи евреев Челябинской области получили замечательное по красоте и оснащению здание, переданное 2001 году в безвозмездное пользование Челябинской еврейской религиозной общине «Иудим», которой с августа 1996 г. руководит Главный раввин Челябинска и Челябинской области Меир Кирш, председатель с 1998 г. - А. Жук.